Консультация для воспитателей
Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Воспитатель: Тюлькина Н.В.
Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.
Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей инвалидов (детей ОВЗ). А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей инвалидов( детей с ОВЗ): варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми инвалидов( детей с ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей инвалидов (детей с ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Программа коррекционной работы содержит:
Программа коррекционной работы в ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическое направление включает:
Коррекционно-развивающее направление включает:
Информационно-просветительское направление предусматривает:
Консультативная работа включает:
В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.