Версия для слабовидящих
Общая информация
Консультация для воспитателей Методика проведения диагностики

Консультация для воспитателей
Методика проведения диагностики

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она признана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

«Диагностика» (греч.) - «познание, определение».

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать  развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е. верным будет скорее оценка того  вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого  необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи  допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки  самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать  ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно  новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях  изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.  

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных  особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются  рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к  обучению в школе.  

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится  обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика  необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных,  благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование  дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются  предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и  правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Принципы диагностического обследования

- принцип последовательности и преемственности диагностики

– проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики

- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность

становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

- принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на

коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

- наблюдение

- изучения продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

-беседы

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу, у тебя все замечательно получается!».

Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников:

- проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среда, четверг);

- обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

- с ребенком работает один взрослый.

- нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом;

- обследование проводится обязательно в игровой форме;

- нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год:

В начале года, в конце года. В середине года можно провести промежуточную диагностику.

На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.

В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом - сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Направлена на изучение:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.);

- игровой деятельности;

- познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

- художественной деятельности;

- физического развития.

Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показателей освоения программы фиксируются педагогом.

Фиксация показателей освоения программы выражается в словесной (опосредованной) форме:

• программа не усвоена;

• программа частично усвоена;

• программа усвоена;

В качестве показателей оценки освоения программы ребенком выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.


Воспитатель Тюлькина Н.В.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: