Консультация для воспитателей
Методика проведения диагностики
Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она признана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
«Диагностика» (греч.) - «познание, определение».
В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.
Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.
Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.
Принципы диагностического обследования
- принцип последовательности и преемственности диагностики
– проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики
- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность
становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)
- принцип прогностичности
Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на
коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.
В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:
- наблюдение
- изучения продуктов деятельности детей
- несложные эксперименты
-беседы
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу, у тебя все замечательно получается!».
Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.
Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.
Обследование дошкольников:
- проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среда, четверг);
- обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.
- с ребенком работает один взрослый.
- нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом;
- обследование проводится обязательно в игровой форме;
- нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.
Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год:
В начале года, в конце года. В середине года можно провести промежуточную диагностику.
На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.
В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом - сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.
Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.
Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Направлена на изучение:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.
Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показателей освоения программы фиксируются педагогом.
Фиксация показателей освоения программы выражается в словесной (опосредованной) форме:
• программа не усвоена;
• программа частично усвоена;
• программа усвоена;
В качестве показателей оценки освоения программы ребенком выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Воспитатель Тюлькина Н.В.